ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Профессор
Павел Власов,
Главный
рентгенолог МЗ РФ,
Нет необходимости доказывать,
что высокая врачебная квалификация надежно защищает больного от возможных
лечебно-диагностических ошибок, а
самому врачу обеспечивает конкурентоспособность в профессиональном мире. Следует, однако, отметить, что фактор
профессионализма срабатывает более
эффективно в условиях свободной конкуренции, когда на рынке
труда имеет место некоторый избыток медицинских кадров. Его значение заметно
ослабевает в условиях опережающего
планирования лечебной сети,
когда число открывающихся вакансий в лечебных учреждениях превышает
масштабы подготовки специалистов.
Многие наши специалисты не могут получить за рубежом сертификат на право работы. В чем же причина? Она заключается не
только в слабом знании нашей интеллигенцией иностранных языков, но, главным образом, в неполноценной
подготовке кадров.
К 1990 году в России с населением 150 млн. имелось 600 тысяч врачей. Это ровно столько же, сколько в 12 развитых странах
Европейского Сообщества с населением 320 млн. 45 медицинских вузов России
ежегодно поставляли на рынок труда около 20 тысяч новых врачей. И тем не менее постоянно существовал
значительный резерв вакантных
мест. Особенно это касалось
первичного звена- участковых и районных больниц. Наличие большого незаполненного резерва
вакансий гасило у студентов стимул к совершенствованию знаний, освоение
профессии до нужного уровня откладывалось на неопределенное будущее. Система
последипломной подготовки специалистов также обременена серьезными недостатками;
сегодня она пришла в противоречие с социально-экономическими условиями в
стране. Она создавалась в иной социальной, политической и
экономической
обстановке.
Через призму этой
исторически сложившейся ситуации мы рассмотрим систему подготовки кадров по
лучевой диагностике.
Почему слово радиолог не звучит гордо?
В системе здравоохранения России работает 16000 врачей
рентгенологов, 6000 специалистов
ультразвуковой диагностики, 2200 врачей радиологов, включая 650 специалистов радионуклидной
диагностики. В России один лучевой диагност (рентгенолог, врач ультразвуковой или радионуклидный
диагностики) приходится на 6 тысяч населения, в Голландии работает 500 радиологов-диагностов, в Японии с населением 110 млн. - 3100
лучевых диагностов, в Англии -
1500. Это означает, что в этих странах один врач
радиолог-диагност приходится на 30-35 тысяч населения. Правда, объем работы, выполняемой европейскими специалистами примерно в
три-четыре раза больше, чем в нашей
стране.
Потребность в ежегодном притоке новых врачей известна, она составляет 3%. Это означает, что для удовлетворения потребности здравоохранения России в специалистах лучевых диагностах
мы должны подготовить около 500 врачей рентгенологов и 60 врачей радиологов в
год. Как же мы их готовим?
Не
будет большим преувеличением, если
я скажу, что системы подготовки специалистов в
области радиологии в стране попросту нет.
Само понятие "специалист"
размыто. В нашем сознании
прочно укоренилось ложное представление, согласно которому специалистом
считается всякий, кто закончит
высшее учебное заведение. Увы, это
не так. Совсем абсурдно звучит словосочетание "молодой специалист". У нас это понятие ввели для молодых
врачей, чтобы защитить их от ответственности за
неквалифицированные действия по отношению к больному. Иностранцам этого не понять. Для них
существуют только два понятия:
специалист и неспециалист. Только специалист, прошедший специальную
подготовку и получивший соответствующий сертификат, может получить право на
самостоятельную работу.
В цивилизованных странах специалистом называется только тот, кто
после окончания института пройдет специализацию в определенной области и получит помимо
врачебного диплома сертификат специалиста. Ни одна страховая компания не
заключит контракт с врачом, не прошедшим специальной подготовки и не
получившим соответствующего сертификата, потому что в правовом государстве, где
защищены права человека, в том числе и право на получение
квалифицированной медицинской помощи,
слишком велика ответственность за последствия, за ущерб здоровью, нанесенный по причине
непрофессионального, некомпетентного подхода медицинского работника. Мы
намерены вступить в
Европейский союз, но для этого мы должны принять некоторые ценности, выработанные цивилизованными странами. Одним из достижений западного мира является
высокий уровень последипломного образования. У нас же его попросту нет. К
примеру, существует Российская академия последипломного образования, с кафедрой лучевой диагностики, которая последипломным образованием лучевых диагностов практически не занимается. Она занимается усовершенствованием уже
подготовленных где-то специалистов. Ее учебные программы в западном понимании направлены на
непрерывное образование, но не на последипломную подготовку специалистов.
Разница в системах последипломного
образования затрудняет интеграцию наших специалистов с
западными.
Процессу
интеграции наших специалистов с европейскими, американскими или, скажем, с
японскими коллегами мешает различие номенклатуры врачебных специальностей. При этом идет постоянное дробление специальностей. Число специальностей в 2-3 раза больше, чем в развитых
странах. У нас их 75, в Италии 40 а в Голландии всего 24. Во всем цивилизованном мире в лучевой
диагностике существует одна специальность - радиология. Во всех странах мира, кроме стран СНГ, радиология-это
область клинической медицины, занимающаяся использованием различных средств
интроскопии в целях диагностики болезней.
Она включает рентгенологию, ультразвуковое сканнирование, радионуклидную диагностику, термографию,
рентгеновскую компьютерную, магнитно-резонансную томографию и прочие средства
интроскопии.
Мы же называем
радиологами врачей радионуклидной
диагностики и врачей радиологических отделений, занимающихся лучевой терапией. Рентгенологами у называются врачи,
занимающиеся диагностикой заболеваний с использованием рентгеновских
лучей.
Уже раздаются
голоса о необходимости выделения в
отдельную специальность
термографии,
магнитно-резонансной
томографии и т.д. Эти сепаратистские тенденции являются следствием
общих дезинтеграционных процессов,
охвативших наше общество в последние годы. К сожалению, они не сдерживаются
руководящими органами
здравоохранения в силу их некомпетентности и отсутствия единой концепции
Министерства здравоохранения по данному вопросу.
Дроблению лучевой
диагностики
способствует
установившаяся с давних пор
система подготовки кадров.
Специальность рентгенолога врач приобретает в установленном порядке после
прохождения пятимесячного курса специализации по рентгенологии. Подготовка врача
по ультразвуковой диагностике осуществляется на трехмесячных курсах. Существуют и другие способы получения
сертификата специалиста.
Прежде всего, давайте вникнем в смысл процесса
сертификации.
Сертификат на
мешанине
Согласно Пpиказа МЗ РФ N 156 от 20.05.97 г. "О занятии медицинской и
фармацевтической деятельностью в Российской Федерации" сертификат специалиста - это документ,
подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным
образовательным стандартам. Посмотрим, что же это за стандарты и являются ли они
таковыми.
Согласно этого же приказа к
занятию профессиональной деятельностью по специальностям, предусмотренным
действующей номенклатурой, могут быть допущены лица, окончившие высшие
медицинские и фармацевтические профессиональные организации, после прохождения полного курса обучения
в соответствии с программой послевузовского профессионального образования
(аспирантура, ординатура, интернатура), дополнительного профессионального
образования (повышение квалификации в объеме не менее 144 часов очной
части) или профессиональной
переподготовки в объеме свыше 500 часов. Непонятно почему из перечня форм
послевузовской профессиональной подготовки исчезли курсы специализации,
являющиеся сегодня основной формой подготовки специалистов в области лучевой
диагностики и откуда взялась цифра 500 часов. Ведь продолжительность курсов
специализации по рентгенологии, дающих право на самостоятельную работу по
специальности составляет более 700 часов. Непонятно почему получение новой специальности
требует меньшего срока подготовки, чем первичная специализация. Такое
разнообразие форм подготовки открывает различные лазейки для получения сертификата специалиста без
должной подготовки.
Прекрасно понимаем, что ни
докторантура, ни
аспирантура не обеспечивают условий для глубокой и широкой подготовки
специалиста, способного в
последующем решать задачи практического
здравоохранения. Мы научились виртуозному суесловию, пустыми звучными словами прикрывать
отсутствие содержания. И докторант
и аспирант на протяжении трех-четырех лет
занимаются выполнением узкой научной темы и специалистом в широком
понимании этого слова не становятся.
Именно поэтому в программе
последипломного образования Европейской ассоциации радиологов оговорено, что из
четырех лет резидентуры учащийся может заниматься наукой не более
года.
Интернатура по
рентгенологии - это нонсенс. В
цивилизованных странах интернатура
- это общеклиническая практика в области терапии, хирургии или акушерства и гинекологии,
которую проходит молодой врач по окончании вуза прежде, чем вступить на путь подготовки в узкой
специальности. У нас же интернатура
это суррогат специальной подготовки,
без которой при сложившейся ситуации мы обойтись, к сожалению, не
можем.
Ординатура - это
форма подготовки специалистов, приближающаяся к общепринятой в европейских
странах резидентуре. Правда, продолжительность ее в нашей стране в
два раза короче. К
сожалению, она не является обязательной и ее проходит не более 10% всех
специалистов, которые вступают на путь рентгенологии. В последние годы
прибавились финансовые
трудности. Теперь ординатура во
многих учреждениях стала платной,
стало быть, появились условия для социального расслоения состава
рентгенологов.
Курсы специализации
по полной пятимесячной программе дают
хорошую теоретическую подготовку. К сожалению, эту, в принципе
обязательная, форму подготовки проходят далеко не все. Опросы слушателей на
курсах повышения квалификации показывают,
что от 30 до 50% учащихся прежде не проходили первичной специализации.
Многие рентгенологи начинают работу
сразу же после кратковременного пребывания на рабочем месте. Проработав некоторое время, они попадают на курсы повышения квалификации и на этом
их учеба заканчивается до тех пор, пока они не захотят получить
квалификационную категорию. Недостаток курсов специализации как
формы подготовки рентгенологов в том,
что из 700 учебных часов только 200 отводится на практические занятия.
Положение усугубляется тем,
что группы учащихся на практических занятиях у нас обычно большие, 5-6 человек. Ясно, что в этих условиях учащийся не
может получить
соответствующих навыков для практической работы. Это означает, что доучиваться он
будет на
больных.
Профессор
A.E.van Vorthuisen, руководитель отделения диагностической радиологии в
клинике Лейденского университета (Нидерланды), сообщает, что на его кафедре соотношение
учителей с учащимися составляет 1:1.
Теперь давайте
разберемся, что такое дополнительное образование или повышение
квалификации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышении квалификации) специалистов" сказано: "Повышение квалификации проводится по
мере необходимости, но не реже
одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается
работодателем.
Повышение квалификации
включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по
вопросам конкретного производства,
которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчиваются
сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой
реферата...".
Последняя фраза сводит на
нет все жесткие требования к выдаче сертификата. Оказывается, для получения сертификата специалиста достаточно пробыть в учреждении по месту основной
работы всего две недели.
Сегодня
лицензию на образовательную деятельность получают многие
научно-исследовательские институты.
Повышение квалификации в этих учреждениях зачастую сводится к пребыванию на
рабочем месте. Теоретическая часть учебной программы в этих учреждениях сведена
до минимума.
В целях сертификации утверждены так называемые "сертификационные циклы".
Что это такое? На этих циклах учат как отвечать на тестовые задания. Сертификационные циклы - это уже наше
отечественное изобретение. После
прохождения таких курсов врач не совершенствует знания в своей области, но
становится мастером изворотливости на экзаменах по ответу на те надуманные
вопросы, к которым сведена вся
специальность. Сертификационные
циклы - это не форма повышения квалификации специалиста - это своеобразная
шпаргалка к экзаменам.
Получается
дублирование одного и
того же процесса и притом
врачу наносится дополнительная психическая травма, бессмысленно тратятся средства и время как экзаменуемых, так и экзаменаторов. Что это? Злой умысел, корысть тех, кто на
сертификации делает бизнес, продавая различные тесты, бланки и прочее или
некомпетентность руководителей соответствующих департаментов Минздрава, утверждающих подобные формы, делающие
бессмыслицу нормой нашего существования. Я усматриваю в этом ни что иное, как элементарное нарушение прав
человека, а проще говоря глумление над
человеком. Серьезная базовая
подготовка специалистов у нас подменяется бесконечной вереницей экзаменов.
Экзамен на получение удостоверения об окончании курсов специализации или
ординатуры, сертификационный экзамен, аттестационные экзамены на получение трех
квалификационных категорий. И все эти стрессовые ситуации повторяются каждые
пять лет.
В информационном
письме Минздрава от 07.08.95 г.
N15-00 "О сертификации
специалиста" вас ожидает
новый сюрприз. Там сказано, что с
1995 года понятие "повышение квалификации" будет подразумевать циклы общего
усовершенствования. По-видимому,
авторы этого документа не знают,
что общее усовершенствование по рентгенологии согласно
Унифицированной программы, утвержденной Министерством здравоохранения составляет четыре
месяца. Какое учреждение может оторвать от работы специалиста на столь
продолжительный срок? Это не
реально. Так сколько же нужно учиться дополнительно после получения базового
образования по специальности, для
того чтобы получить право на получение сертификата специалиста - 72, 144 учебных часа или четыре
месяца?
В Европейских странах, да и
в Соединенных Штатах Америки, врач может получить сертификат
специалиста только после прохождения четырех-пяти годичной подготовки в учебной
клинике, получившей лицензию на
подготовку кадров. Эта форма
подготовки называемая резидентурой (подобие нашей ординатуры). Других форм
подготовки специалистов (а соответственно, и
получения сертификата
специалиста) просто не существует.
Прошедший резидентуру
получает сертификат, который
не имеет срока давности, то есть он действителен на протяжении всей жизни. Ресертификация - подтверждение правомочности сертификата дело в
основном добровольное, обязательным оно является лишь в том случае, когда специалист практически не работал
по данной специальности в течение 5 лет.
У нас же введена обязательная сертификация для всех без исключения,
включая тех, кто уже имеет удостоверение об окончании курсов специализации или
ординатуры и работает по специальности.
В европейских странах и
Соединенных штатах Америки
хорошо поставлена
суб-(супер)специализация (Fellowship).
После окончания четырехлетней резидентуры, дающей базовое радиологическое
образование и сертификат
специалиста, врач радиолог
при необходимости может пройти более узкую суб- (супер) специализацию в области
торакальной или абдоминальной радиологии, нейрорадиологии, урогенитальной
радиологии, радиологического исследования костно-мышечной, интервенционной радиологии и прочих направлений. Продолжительность cубспециализации
составляет 1-2 года. В Соединенных
Штатах Америки субспециализация в
области нейрорадиологии,
педиатрии и интервенционной радиологии дает право на получение второго
сертификата, а вместе с ним и
возможность работы в весьма
престижной и высокооплачиваемой субспециальности. В области субспециализации
концепция Европейской Ассоциации радиологов заключается в том, чтобы всемерно поддерживать
специализацию по органному принципу и гасить устремления по
созданию специальностей,
в основу которых положены
методы. Руководствуясь этим
принципом, Генеральная Ассамблея ЕАР не принимает в свои ряды общества, основанные на приверженности к одному методу, например врачей ультразвуковой
диагностики.
Чего нам еще не хватает
В деле подготовки
специалистов радиологов большое значение имеет соответствие учебной базы
задачам обучения, в частности,
наличие материально-технической базы,
обеспечивающей выполнение всей учебной программы. Недостаток технических
средств является одной из наиболее слабых сторон подготовки рентгенологов в
нашей стране. На конец 1998 года на
оснащении лечебных учреждений страны было 342 рентгенокомпьютерных и 130
магнитно-резонансных томографов.
Это по крайней мере в десять раз меньше на миллион
населения по сравнению с развитыми европейскими странами. Для сравнения приведу данные по некоторым
развитым странам. В Японии имеется
более 11000 рентгенокомпьютерных и более 2300 магнитно-резонансных томографов. В
Соединенных Штатах Америки 12000 РКТ и 4000 МРТ.
Очень важное направление клинической медицины - интервенционная радиология у нас
находится в зачаточном состоянии.
Из 231 ангиографических лабораторий лишь единичные оснащены настоящими
ангиографическими комплексами, в подавляющем большинстве работа ведется на
рутинных установках,
приспособленных для ангиографии.
В 1998 году в лечебных учреждениях системы здравоохранения было выполнено 142 тысячи ангиографий и не
более 6 тысяч ангиопластических вмешательств. В Соединенных Штатах ежегодно выполняется около 6 млн. интервенционных радиологических
процедур и ангиографических исследований, то есть почти в 40 раз больше.
Большинство административных
территорий России не располагает ни одной специализированной
ангиокардиографической установкой, обеспечивающей выполнение подобных процедур.
По этой причине значительная часть больных с облитерирующими сосудистыми заболеваниями лишена своевременной медицинской помощи, что ведет к запущенности заболеваний,
повышенной смертности и преждевременной инвалидизации трудоспособного населения. Все это не может не сказываться на
подготовке специалистов. Большая часть рентгенологических исследований,
связанных с активными хирургическими манипуляциями, пункцией или катетеризацией
в нашей стране выполняется хирургами, урологами, гинекологами,
нейрохирургами, кардиологами и
пр. Экспансия смежных специалистов в рентгенологию это
глобальное явление. Но западные радиологи успешно борются со
смежниками за сохранение сфер влияния и связанными с
этим доходами и инвестициями.
Главным инструментом в
этой борьбе является высокий
профессионализм, созданная европейскими радиологами мощная, высокоэффективная
система профессионального образования.
У нас же больше стенаний,
чем борьбы. В нашей стране интервенционными рентгенологическими
процедурами в большинстве случаев начинают
заниматься хирурги, потому что рентгенологи в силу сложившейся в стране системы
подготовки не в состоянии выполнять инвазивные и интервенционные диагностические
и лечебные процедуры.
Чтобы
быть на высоте
Увеличение продолжительности обучения радиологии с 5
месяцев до 4-5 лет, естественно, потребует расширения учебной базы
примерно в 10 раз. Сегодня
подготовка рентгенологов проводится на
кафедрах лучевой
диагностики семи ГИДУвов и
одинадцати факультетов усовершенствования врачей. В Голландии, население которой в десять раз меньше, число учебных баз такое же
как в огромной России. Я считаю, что учебные центры по подготовке радиологов
должны быть созданы в каждой административной территории на
базе областных, краевых, республиканских и городских больниц без обязательной
связи их к учебным институтам,
подобно тому как в Европе имеются учебные госпиталя и университетские
клиники.
Третий
уровень специальной подготовки за рубежом называется
непрерывным медицинским образованием (Continuing medical education). Он
начинается сразу же после получения сертификата специалиста. В нашем понимании это
повышение квалификации. Какие формы повышения квалификации приняты в нашей
стране? В упомянутом Типовом положении об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов помимо упомянутого уже краткосрочного
тематического обучения продолжительностью не менее 72 часов указаны также тематические и
проблемные семинары от (72 до 100 часов), а также длительное (свыше 100
часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации
для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии,
социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Министерством здравоохранения
утверждено около 20 программ повышения квалификации по
рентгенологии, продолжительностью от 1 до четырех месяцев. Заметим, что в
материалах ЕАР кредиты первой категории,
то есть посещение курсов повышения квалификации составляют половину всех кредитов (125
из 250 часов), требуемых для реаккредитации. При знакомстве
документов ЕАР обращает внимание хорошо отработанная во всех деталях, четкая система контроля за
образовательной деятельностью
каждого специалиста. Хорошо поставленный учет деятельности в
области непрерывного образования стимулирует врачей к использованию всех разнообразных форм организованной
подготовки в виде курсов,
конференций, семинаров, а также различных форм самообразования. Мне неоднократно приходилось наблюдать с
какой деловитостью и как активно зарубежные радиологи, работают на
различных международных форумах; они не упускают ни малейшей возможности
прибавить к своему лицевому счету еще несколько очков.
И хотя непрерывное образование является добровольным, существуют мотивы не только познавательного
характера. Конкуренция на рынке труда обязывает владеть всеми современными
диагностическими средствами и знаниями,
для того чтобы сохранять свой собственный имидж и поддерживать престиж
специальности. Для того, чтобы набрать требуемое число кредитов, специалисты
стран, где принята система непрерывного образования идут на весьма значительные
расходы, связанные с участием в международных и национальных форумах. И
уж конечно, на
местном уровне врач на
протяжении всей своей жизни
принимает участие во всех профессиональных мероприятиях, которые принесут ему
желанные баллы.
Если
бы мы смогли организовать подобную форму
оценки и учета активности наших врачей,
я думаю, значительно повысилась бы их мотивация к непрерывному
совершенствованию, а наши
общественные профессиональные общества и ассоциации не влачили бы столь
жалкое существование, в котором они
пребывают сегодня.
В
В программе ЕАР отсутствует
система аттестации и
переаттестации. Это тоже
наше отечественное
изобретение, которого нет ни в
одной стране мира. Система
аттестации существует независимо от специализации и сертификации. В нашей стране
учреждены три квалификационных категории: вторая, первая, высшая. Переведя на человеческий язык,
это означает, что у нас существуют
специалисты первого, второго и
третьего сорта. Такой стратификации
иностранцы позволить себе не могут, поскольку ни одна страховая
компания не заключит контракта с врачом третьего или даже второго сорта. Им
нужны первоклассные специалисты,
все прочие годятся только в
подмастерья. Для чего же у нас
созданы эти категории?
Оказывается для повышения заработной платы. В западных странах зарплата повышается
другим способом. Там устанавливаются расценки на исследования (прейскурант) и
работник получает заработную плату за выполненную работу в зависимости от
ее объема и сложности. Естественно, при подобном подходе западные специалисты
борются не за льготы, а за
выполнение большего объема работы.
Льготы и объем работы
Серьезным тормозом в реорганизации нашей работы являются льготы и
привилегии. Льготы- это стихийное
бедствие для всей страны. Россия- это страна льготников.
Вместо того, чтобы платить достойную заработную плату нас льготами освобождают
от работы. Наличие льгот затрудняет
объединение рентгенологии с
ультразвуковой диагностикой, как
это сделано во всех цивилизованных странах. Ни министерство
здравоохранения, ни Министерство
труда и социального развития, ни Пенсионный фонд, ни ЦК Профсоюза не берут на себя
ответственность объединить две
специальности, в одну, поскольку
при этом теряются льготы. Здравый смысл говорит о том, что нужно бороться не за
льготы, а за систему, которая гарантировала бы достойную заработную плату за
выполненную работу.
Сокращенный рабочий
день мешает объединению специальностей. Нигде в мире нет такого
короткого рабочего дня как у наших
рентгенологов. Если
рентгенолог в свое основное
время работает еще и на ультразвуковом аппарате, он теряет льготы. Если он ультразвуковой диагностикой
занимается по совместительству, его
рабочий день становится похожим на рабочий день западного специалиста. В европейских странах и
Америке официальная
продолжительность рабочего дня составляет 45-50 часов в неделю. За это время
радиолог может выполнить большой объем рентгенологических, ультразвуковых и прочих диагностических
исследований. Ежедневная нагрузка европейских, американских или японских специалистов по крайней
мере в 3-4 раза выше по сравнению с
объемом работы наших рентгенологов или врачей ультразвуковой диагностики. Такой объем
работы западные радиологи выполняют не только благодаря более продолжительному
рабочему дню, но также
благодаря более рациональной организации труда, современного оборудования, компьютеризации рабочего места и
наличию достаточно большого штата
вспомогательного персонала. Каждый европейский радиолог имеет 3-4 помощника из
числа среднего медицинского персонала.
Важным звеном первичного образования и повышения квалификации, особенно в
процессе самообразования является работа
над литературой. К сожалению, и здесь мы существенно отстаем. Наши радиологи испытывают голод в учебной литературе, отсутствуют учебники по рентгенологии. Себестоимость издания хорошей книги
непомерно высока, поэтому хороший учебник врачу не по
карману.
Таким образом, изучение материалов Европейской ассоциации
радиологов показывает, что в Западных странах создана эффективная система
обучения лучевой диагностике,
гарантирующая высокое качество подготовки и последующего обслуживания
пациентов.
Если мы хотим войти в Европейский Союз на правах равноправного члена мы
должны принять ценности,
выработанные европейской цивилизацией. Одним из таких достижений является
выработанная радиологическими колледжами США и Великобритании и одобренная
Европейской ассоциацией радиологов и Европейским союзом медицинских специальностей система подготовки
кадров.
Необходимо устранить несоответствие номенклатуры специальностей между Европой и
Россией, привести ее в соответствие
с принятой в Европейских странах номенклатуры врачебных специальностей. Для этого вместо двух специальностей в
лучевой диагностике (рентгенологии и ультразвуковой диагностики) следует принять
одну - радиологию.
Требуется установить единую
обязательную на территории всей страны систему подготовки
специалистов по лучевой диагностике.
Целесообразно увеличить
продолжительность обучения лучевой
диагностике. Базовое образование по специальности должно быть таким же,
как в Европе, то есть четырехгодичным. Субспециализацию в узких областях
радиологии следует проводить по органному принципу, а не по методам. Продолжительность
повышения квалификации в узкой области радиологии (субспециализация)
должна быть не менее года. Обязательно увеличение числа учебных баз. Учебные центры по подготовке
радиологов должны быть созданы в каждой административной
территории при областных, краевых,
республиканских и городских больницах без обязательной субординации их с учебным
институтам, подобно тому как в
Европе имеются учебные госпиталя и университетские
клиники.
Все лечебные
учреждения, являющиеся учебными базами необходимо оснастить полным комплектом современного оборудования
(включая рентгеновские и ультразвуковые аппараты общего назначения,
рентгеновские компьютерные и
магнитно-резонансные томографы,
ангиографические установки,
литотрипторы и пр.).
Я прекрасно понимаю, что радикальная реформа последипломного образования
требует больших материальных средств, которых, к сожалению, сегодня у
правительства нет. Но часть вопросов можно снять уже сегодня; к решению остальных мы должны быть
готовы психологически, осознавая насколько они важны для динамичного развития
нашей специальности.
Профессор
Павел Власов,
Главный
рентгенолог МЗ РФ,