ENGLISH

Добро пожаловать
внимание!

Памятка для врачей

март 2006 года, Наталья Алексеевна Русина, онкопсихолог

Никакое другое заболевание, даже при благоприятном исходе, не порождает столько страха, боязни, как рак. Рак воспринимается как не подвластная контролю угроза жизни, покушение на целостность организма, особенно в условиях калечащих операций. Рак – это особое смысловое пространство, особый образ жизни и мироощущений с целым рядом проблем. Велика пропасть между теми, кто стоит перед лицом смерти, и здоровыми людьми. Попав в первую группу, человек как бы несет на себе печать прокаженного. Это ощущение усиливается за счет чувства страха смерти, одиночества, уродства, отчуждения, безнадежности.

Врач - не технарь, а медицина - это не просто “пилюля на каждую болезнь”. Существует несколько общих возможных направлений, которые может порекомендовать врач: это план лечения, план ухода и реабилитации, сохранения качества жизни. Но особая роль медицинского работника, как врача, так и медицинской сестры, заключается в умении донести свои мысли до пациента, его родственников, его самого. И здесь очень важно уметь правильно общаться. Весь медицинский персонал онкологического диспансера по сути своей глубоко психологичен и психотерапевтичен.

Суть не в том, чтобы “общаться или не общаться”, но суть в хорошем общении против плохого. Самое тайное, что хотелось бы слышать пациенту во время надвигающейся неопределенности:

- “Что бы ни случилось, мы не оставим вас”.

- “Мы можем облегчить вашу боль и можем контролировать другие болевые симптомы”.

- “Я буду регулярно наблюдать вас”.

- “Один из нас всегда будет в вашем распоряжении”.

- “Давайте выясним, как можно помочь вам и вашей семье”.

Цели подобного общения сводятся к следующему:

- избавить от неопределенности

- придать новое значение отношениям с окружающими

- помочь пациенту и его семье выбрать правильное решение.

Только часть информации может быть выражена словами: Большей частью эту информацию персонал старается передать пациенту не словесными средствами. Прикосновение - важное средство передачи пациенту уверенности и комфорта (например, держание за руку).

В зависимости от типов личности, стадии развития заболевания больные по-разному относятся к процессу общения. Некоторые начинают избегать общения. Причины в том, что одни чувствуют жалость к себе, брезгливость окружающих и боязнь заразиться, другие улавливают выражение обременительности, третьи не хотят быть в тягость родственникам. Нередко проблему общения порождают родственники. Часто пациент знает о своем заболевании и о том, сколько ему осталось жить. Родственники не принимают факт заболевания и надеются на выздоровление, ругая больного, что он отказывается принимать пищу или лечение. На их лицах появляются неискренние выражения, в то время как у больного все чувства обнажены.

Задачей персонала является “присоединение” к пациенту. Оно одинаково важно как для родственников и близких, так и для пациента. Особенно важно почувствовать больного, его состояние и сказать или не сказать, выразить жестами, мимикой или не выразить то, что он желает услышать или увидеть. И тогда можно услышать: “Доктор, мне надо поправиться, у меня воспаление легких”. При этом можно увидеть, как его глаза говорят: “Я все знаю, что я не поправлюсь, я устал, мне ничего не хочется” или “Я готов уйти”. Или для близких больному людей говорится: “Спасибо, у меня все нормально”, а в глазах – “Оставьте меня в покое. Как Вы можете ссориться, ругаться, когда вы остаетесь жить, а я ухожу”. Для того чтобы найти те слова, те жесты, те действия, которые однозначно необходимы в данной ситуации, для персонала нужен искренний настрой на человека, желание с ним общаться не формально, но душевно.

У онкологических больных часто возникают проблемы, связанные с последствиями химиотерапии, облучения, калечащих операций. Изменяется внешний вид, появляются неприятные ощущения и симптомы, приносящие страдания, боль, стеснение. Измененный образ тела приводит к серьезным последствиям во всех сферах жизни больного. В духовной - это размышления о смерти, вере, изоляции, бессмысленности. В сексуальной - возникновение чувства собственной непривлекательности, снижение потенции. В психоэмоциональной - возникновение депрессии, отвращения, страха. В социальной - боязнь быть отвергнутым, неспособность действовать самостоятельно. В семейной - изменения в отношениях, потеря опорной функции в семье.

Последствия заболевания часто приводят к разрушению семьи, обострению всех отношений и противоречий. Нередко в сложной экстремальной ситуации проявляется социальная незрелость семьи, эгоизм отдельных ее членов, неадекватные реакции на болезнь. Достаточно распространена практика, когда помощь персонала оказывается необходимой в большей степени самим родственникам, чем больному. План лечения и ухода разрабатывается вместе с семьей. Кризисная ситуация – тяжелая болезнь близкого человека – является индикатором сплоченности семьи. Их показателями являются степень поддержки своего близкого, а также других больных, регулярность посещений, помощь в повседневном уходе, сосредоточенность на потребностях пациента в большей степени, чем на потребностях членов семьи.

Общение с больными персонал диспансера начинает с установления доверительных отношений, искреннего контакта. Пациенты, как правило, не многословны, так как озабочены своим будущим и переработкой смыслов и ценностей. В отличие от других больных они очень ценят доброе отношение, ибо им не хватает внимания. Для них очень важным оказывается телесный контакт, ибо их многие избегают. Говорить с ними мы стараемся на языке пациента, о том, о чем он хочет. Основным механизмом общения является “вчувствование” в другого человека, умение слушать пациента. Только после установления доверительных отношений и контакта проводится внушающее и убеждающее воздействие. Все это выполнимо только в случае безусловного принятия больных, истинного отношения к ним, интереса, соучастия, а не жалости. Мы стараемся, чтобы общение с ними соответствовало особенностям их личности, стадиям развития заболевания.

Не менее важно для медицинского персонала умение обучать больного и родственников выполнению назначений, лечения, ухода. При общении с родственниками мы стараемся помочь им перейти от первоначальной реакции к большей открытости и доверию. Персонал помогает им проявить инициативу для совместного обсуждения проблемы. Настаиваем на частых визитах, но при этом учим, как наносить визиты к пациенту, как себя вести, оказывать поддержку ему и другим пациентам в палате, проявляя истинные чувства. Стараемся дать понять родным и близким, что пациент должен иметь возможность самому отвечать за свое здоровье. Нередко пациент лучше понимает, что с ним происходит и чувствует собственное состояние, а родственники навязывают ему свое мнение. Иногда пациент уже принимает возможность близкого ухода из жизни, а родные удерживают его, диктуют свою волю. Наша задача – дать им понять в таком случае: “Поддерживайте, не стараясь спасти”.

Не менее важная задача персонала - научить родственников жить с болеющим человеком общей жизнью, поддерживать его своим пониманием и принятием его чувств, укрепляя в нем те надежды, которые реалистичны. Стремимся поддерживать родственников, когда у них складывается ощущение, что все неприятности больной вымещает на них, и они чувствуют себя бесполезными или виноватыми. Объясняем им чувства больного, как важно для него, останется ли он в одиночестве, переживает ли тоску, депрессию, гнев. Говорим родственникам, что иногда помочь могут совершенно неожиданные вещи: например, приятные воспоминания, пение песен, музыка, улыбка, юмор.

В задачу персонала также входит разрушение мнения о том, что родственники должны сохранять внешнее самообладание, чтобы психологически поддержать больного. Больной понимает неестественность этого состояния, что блокирует свободное выражение его собственных эмоций. Родственники также должны выражать свои истинные чувства, и наша задача – способствовать их самораскрытию. Например, “Я чувствую, как вам тяжело”, “Я разделяю ваше горе”. Нередко психологическая и психотерапевтическая помощь нужна в большей степени именно родным больного, особенно в ситуации острого горя: непосредственно смерти близкого человека.

Для этого необходима психолого-педагогическая и психотерапевтическая подготовка медицинского персонала, а также работа медицинского психолога, который может дать заключение о социально-психологическом диагнозе больного. Такая работа ведется в нашем онкодиспансере. Психолог-психотерапевт по просьбе врача или по личной просьбе пациента работает с больным. Проводится психологическая диагностика личности больного и его психотерапевтическая коррекция. Особенно важна помощь на стадии первичного “узнавания” самого факта заболевания. Снимаются страхи и беспокойства по поводу операции, предстоящего лечения. Выбор психотерапевтических техник зависит от стадии развития заболевания, типа личности пациента, общей ситуации, реакции на болезнь. Оказывается психологическая помощь и консультации родственникам больного. При диспансере также открыта церковь, где ведется служба и оказывается личная помощь священником.

Известно, что больные проходят разные стадии психологической реакции на болезнь: отрицание или шок ("этого не может быть", "это неправда"), гнев и агрессия ("почему со мной"), “торговля” (поиск методов лечения, препаратов), депрессия и отчуждение ("не хочу ничего", "не хочу жить"), принятие болезни и выстраивание новой жизненной стратегии (переосмысление своей жизни). Поведение персонала, включая психолога и психотерапевта, должно быть адекватно каждой стадии. Если больной находится на стадии отрицания, то нужно понять, что это помогает ему справиться в настоящее время с повседневной жизнью и путем поддерживающей терапии помочь определить ему список реальных целей. Если больной тревожен, его следует успокоить. В этом случае успешности можно достичь через поддерживающую терапию, обучение саногенному мышлению или релаксационным техникам. В ситуации агрессии, гнева следует определить источник, на который они направлены. Если он находится вовне, то следует помочь отреагировать эмоции, если это аутоагрессия, можно помочь поместить опыт пациента в длительную временную перспективу, осмыслить ее, подключая вопросы о смысле жизни на данный период, стратегию и тактику поведения, учитывать религиозную ориентацию. В ситуации депрессии, следует помочь высвободить не пережитое горе, невысказанные обиды, неотреагированные эмоции. При отчуждении - проанализировать семейные проблемы и выявить причины дисгармонии.

Работающий с онкологическими больными медицинский персонал испытывает постоянный дискомфорт, приводящий к изменениям отношения к работе, к близким людям, к самому себе, к переживаниям. Работа в экстремальных условиях нередко заканчивается собственными заболеваниями, влечет за собой возникновение синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания. Необходима психологическая диагностика состояния персонала и оказание ему психотерапевтической поддержки. Данная проблема в диспансере снимается через организацию психологической диагностики состояния персонала и оказания ему психотерапевтической поддержки, ибо психологическое состояние больных прямым образом зависит от психологического состояния тех, кто с ним работает. Психолог-психотерапевт обучают персонал методам психологической безопасности, приемам саморегуляции и саногенного мышления, способам психической и энергетической защиты. Проводятся занятия по обучению общению с пациентами, по общению в коллективе и преодолению конфликтов, сеансы релаксации для медицинских сестер. Для всего персонала организуются личные консультации по запросам. Психолог-психотерапевт также выступает на врачебных консультациях и на советах медсестер.

Найти: в Онкодоме
на Народ.Ру на Яндексе

Hosted by uCoz