Эрнст Галимович Улумбеков
В 1972–1986
гг. заведующий кафедрой гистологии Казанского
медицинского института (ныне — Университет),
затем профессор этой кафедры (1986–1996 гг.) Эрнст
Галимович (ЭГ) Улумбеков родился в г. Казани 31
августа 1936 г. С 1994 г. по настоящее время работает в издательстве “ГЭОТАР-МЕД” (“ГЭОТАР-МЕДИА” с декабря 2004) |
Р
одители. Отец — Галим (на татарском — учёный) Нигматуллович, потомок крестьян Оренбуржья. После голода на Волге начала 20-х годов он в итоге оказался в Казани, пошёл по общественной линии и всю жизнь работал в мелких партийно-правительственных чинах. Тем не менее, в конце 20-х годов издал книжку стихов на татарском языке. Сыну дал имя по моде партийных кругов тогдашнего времени — в честь немецкого коммуниста Эрнста Тельмана. Мать вышла из семьи деревенского муллы в Закамье. Мусульманский священнослужитель одновременно обучал при мечети детей грамоте. Татары в тот период по элементарному образованию (чтение, письмо и счёт) в самодержавной России занимали второе место, после лютеран–немцев. Трудная судьба забросила её в детский дом, затем в Казани она получила профессию в землеустроительном техникуме.Средняя школа. ЭГ получил начальное образование в “простой” казанской школе №19. В действительности эта школа тогда была совершенно исключительным явлением, по правде говоря, странным для тех жутких времён. В пятидесятые годы из 22 выпускников его класса каждый второй стал профессором. А один из соучеников впоследствии даже сподобился стать мужем внучки президента Эйзенхауэра (речь идёт об академике Сагдееве). Модный писатель Василий Аксёнов после окончания этой школы тоже учился в казанском медицинском институте, пока его не исключили за неуспеваемость по гистологии (с замечательной записью красными чернилами в экзаменационной ведомости — “КОЛ!”), после чего он отбыл в Военно-Медицинскую Академию в Питере.
Языки. В школе малолетний и малорослый Эрик серьёзное внимание уделял изучению французского языка, но не по неким самообразовательным планам (это пришло позже), а в силу обстоятельств: в 1948 году в Казани появился высланный из Франции (начало холодной войны) Сергей Александрович Булацель, сын члена Государственного Совета (см. гигантскую картину Ильи Ефимовича Репина, она в Русском Музее). Именно Сергей Александрович сумел привить ученикам не только основы франкофонии, но и французской культуры. Английский начал изучать только в институте, но ко 2-му курсу стало ясно, что “советская метода” преподавания иностранных языков абсолютно ничего не даёт (не даёт и сейчас, о чём можно судить по внучке ЭГ, отстранённой преподавательницей английского от её уроков: “а экзамен будешь сдавать с более старшим классом!”). Занялся самостоятельно, “от нуля” (немного, но обязательно каждый день). Это правило, необходимое для любой работы (“немного, но обязательно каждый день”, парафраз античного nulla dies sine linea) позднее оправдало себя, когда стали приезжать целевые аспиранты, которые не то что английского, русский-то не очень хорошо знали, т.е. знали, но не научный, а бытовой.
Филология. После окончания знаменитой казанской школы 19 юный ЭГ (по разумной наводке преподавателей школы и по собственной юношеской глупости) решил поступать в на филологический факультет Московского Университета, благополучно прошёл 3 собеседования (французский, русская литература, зарубежная литература), однако “порезался” на труде великого усатого филолога, автора бессмертного тогда труда “Марксизм и вопросы языкознания”. Ответы абитуриента привели экзаменаторов в смятение. Они с ужасом озирались вокруг и прятали глаза. Пришлось поступать в Казани на медицинский (не на филологический же, где к тому времени никаких Бодуэнов де Куртене уже не было).
Медицина. Так в 1954 г. ЭГ оказался на лечебно-профилактическом факультете Казанского медицинского института. ВУЗ закончил с отличием в 1960 г. Затем учился в аспирантуре при кафедре гистологии Казанского медицинского института (1962–1965 гг.).
Гены и среда. Помимо генов, сильнейшее влияние оказала казанская школа 19, потом исключительно сильная казанская нейрогистологическая научная школа (точнее — дух и принципы научной школы), а также счастье общаться с чудом уцелевшими остатками казанской и московской университетской интеллигенции (семьи Адо, Александра Николаевича Миславского, Забусовых, Торсуевых, Норденов, С.А. Булацеля, Виктора Валентиновича Португалова и многие другие) дали возможность стать и преподавателем, и научным работником. А также многие друзья ЭГ по Казани, Москве, Петербургу, Новосибирску — всё вместе обеспечило главное, что есть в мозге человека — аналитику, независимость мышления и способность предвидеть последствия своих действий.
Чистополь. По окончании института ЭГ работал в маленьком городке на Каме патологоанатомом и судебно-медицинским экспертом Чистополя и окрестных районов. Город “славится” тюрьмой. При большевиках там много кто сидел, в особенности диссиденты. Во время Отечественной войны туда был эвакуирован Союз советских писателей. Молодому медику приходилось бывать в доме у доктора Авдеева (он постоянно вечерами принимал писателей у себя) и листать альбомы с записями Пастернака, Сельвинского и др. Литературные начальники (Фадеев и др.) не приняли в чистопольскую кормушку Марину Ивановну Цветаеву, её отправили выше на 100 км по Каме в Елабугу без всякого довольствия. Там она вскоре от безысходности и повесилась 31 августа 1941 г. Но и в условиях провинциального быта судьба была благосклонна к ЭГ, послав общение с высланным из Москвы кремлёвским терапевтом Андреем Андреевичем Ивановым и хирургом земского закала Петром Сергеевичем Крестниковым (школа Вишневского).
Гистология. С 1962 г. (за вычетом кратковременной работы в Новосибирском Академгородке) и по настоящее время вся жизнь ЭГ связана с Казанью, точнее с расположенной на территории Казанского университета кафедрой гистологии. Формальные вехи работы на кафедре: кандидатская диссертация “Гистохимическое изучение инкапсулированных чувствительных нервных окончаний” (1966, руководители проф. Георгий Ипполитович Забусов и проф. Аркадий Павлович Маслов), докторская диссертация “Механорецепторы. Анализ структурной и химической организации”. (1972, консультанты проф. В.В. Португалов и проф. Г.И. Забусов), ассистент (с 1965 г.), доцент (с 1969 г.), далее заведование кафедрой и должность профессора кафедры гистологии. Руководил выполнением 10 кандидатских и консультировал две успешные докторские работы (Николай Павлович Резвяков и Юрий Александрович Челышев).
Научные интересы: от классической нейрогистологии до регуляторных взаимоотношений в биологических системах (в первую очередь, в нервной), развивающиеся системы в целом. Методические подходы: классическая гистология, гисто- и цитохимические методы, электронная микроскопия, анализ литературы и проблемные обзоры. Понятно, что на ранних этапах научное и педагогическое мировоззрение определяли монодисциплинарные подходы. Позднее ЭГ подключил и функциональный подход. К началу 90-х годов стало ясно, что монодисциплинарная модель немецкого университета, сформировавшаяся во второй половине XIX века изжила себя. Изжила как в области научно-методической, так и в области медицинского образования.
Дела издательские. Не в последнюю очередь в результате осознания этого обстоятельства с середины 90-х годов главным направлением усилий ЭГ стали подготовка и редактирование современной нам и ориентированной на будущее литературы для медицинского образования (в частности, с коллегами по кафедре подготовлен учебник “Гистология” для медвузов России, под научной редакцией вышли другие учебники, а также “Англо-русский энциклопедический медицинский словарь”, “Справочник врача: 2000 болезней от А до Я” и др.). К сожалению, профессору представляется возможность воздействовать на организацию высшего медицинского образования только с помощью интенсивной издательской деятельности. Отсюда и издательская работа на принципах интегрированности курсов медицинского образования, безусловной связи с будущей профессией, дидактичности, безусловной адекватности современной глобальной науке.
Социум. ЭГ никогда не состоял в КПСС, не ставил целью административную карьеру. Никогда не стремился использовать молодежь в качестве рабсилы для написания собственных исследований. ЭГ отличает высокая политкорректность и уважительное отношение к коллегам, независимо от их общественного положения, чинов и сана. Его основной принцип: важно дело делать, а не суетиться. Он убеждён, что все научные академические и все государственные структуры постепенно превратились в собрание чиновников с почти полным отсутствием нормальных экспертов с широким кругозором (ситуация некомпетентности). ЭГ приходилось плодотворно работать с единичными истинными учёными, но их становилось все меньше… Интересно, что ЭГ никогда не получал от властей никаких наград. Похоже, что он искренне доволен этим: пришлось бы отказываться, что привело бы к дополнительным моральным травмам.
Интересы. Настоящей наградой для души Эрнст Галимович считает чтение (Лесков, Чехов, Щедрин, из толстых журналов постоянно), музыку (строгая классика: Бах, Бетховен, Шопен, Лист, Рахманинов — особенно рояль, скрипичные концерты, квартеты). Наиболее сильное впечатление произвели библейские тексты (в особенности книга Экклезиаста) и книга Даниила Александровича Гранина “Эта странная жизнь” (о биологе Александре Александровиче Любищеве).
Друзья. ЭГ всегда открыт для дружеского общения, и не только с близкими по профессиональным интересам людьми. Проверку временем выдержала дружба с математиком Анатолием Николаевичем Шерстнёвым и генетиком Леонидом Ивановичем Корочкиным. Именно они, а также покойные Александр Александрович Нейфах (биология) и Альфред Хасанович Халиков (археология) оказали на ЭГ наиболее мощное влияние. Слово математику: “Общность взглядов на проблемы общества, науки и образования быстро трансформировало наше дачное знакомство в дружбу. Мы вместе искали ответа на вопрос “Что делать?”, когда (после недолгой эйфории в обществе после 20-го съезда КПСС) стало очевидно, что страна снова поехала по накатанной колее. В результате довольно бурных споров и дискуссий мы достаточно быстро пришли к тому, что миссия науки и образования заключается в формировании менталитета общества, основанного на фундаментальных нравственных ценностях, а значит, нужно просто честно и профессионально работать в своей области, воспитывая и молодёжь в духе профессионализма и бескомпромиссного отношения к некомпетентности и псевдонаучному словоблудию. Плодом их многолетнего сотрудничества явился “Толковый словарь жизни российской по Н. Щедрину” (Михаил Евграфович). В этой небольшой по объёму книге (файл книги авторы рассылают всем без всяких ограничений) собраны суждения великого сатирика, которые остаются актуальными и в наши дни, особенно в части счастливой способности россиян постоянно наступать на одни и те же грабли.
Дочь. Особое место в жизни ЭГ занимало воспитание дочери, хотя он склонен всё приписывать благополучным генам и творческой атмосфере семьи. Формально с дочерью не было в школе проблем: ЭГ отвёл её перед первым классом на собеседование, ходил на выпуск, более ни разу. Но книги для чтения подбирал сам: Франс, Пушкин, Лермонтов, далее она сама... С пятого класса ежедневно в течение полугода “зудел”, что надо самой ежедневно заниматься английским (потом “спасибо” сказала). По окончании 10-го класса ЭГ склонял её к поступлению на биофак МГУ, на что получил такой ответ (после которого только поощрял, но не влезал в её дела): “1. Биология не профессия, медицина — профессия. 2. Из Казани я не поеду. 3. Это, папа, не твоё, а моё дело”. Так или иначе, Гузель основала известное в России издательство учебно-методической литературы “ГЭОТАР-МЕД” (кстати, аббревиатура первыми буквами имеет имя и отчество Гузель — Гузель Эрнстовна, посему не ГЕОТАР, как иногда пишут, а ГЭОТАР).
Что в итоге? Всё просто, всё банально, хотя и трудно выполнением. 1. Работать надо каждый день (nulla dies sine linea), причём по всем темам и направлениям (даже если их десятки). 2. Любому новому человеку по пятибальной системе ставить пятёрку (обычно ставят “два”), а там уж новый человек либо подтверждает оценку, либо теряет баллы (опустившиеся до троечки постепенно отпадают). 3. От любого человека можно ожидать (даже требовать) всего пару достоинств: быть приличным (здесь простое правило — “поступает с другими так, как хотел бы чтобы с ним поступали”), быть профессионалом (дело делает уверенно и с любовью). 4. Не надо суетиться, ибо тактически ты можешь выиграть, но стратегически, скорее всего, проиграешь. 5. Не будь начальником, будь другом.
Приближается 70-летие ЭГ. Но он полон идей и энергии. Работает каждый день, не растрачивает себя на пустые развлечения. Самое главное — у него есть коллектив единомышленников. Хочется верить, что судьба будет к нему благосклонна и даст возможность воплотить его обширные планы.
Координаты ЭГ: живёт за городом, на Волге (телефон: +7 8432 604200, э-почта: egulumbek@gmail.com)