Эвтаназия с точки зрения онколога: 
устарел ли Гиппократ?

Клятва Гиппократа (не ленитесь ВНИКНУТЬ, особенно в связанную проблему учитель-ученик)

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией
и Панакеей, и всеми богами и богинями, беря их
в свидетели, исполнять честно, соответственно
моим силам и моему разумению, следующую
присягу и письменное обязательство:

считать научившего меня врачебному искусству
наравне с моими родителями, делиться с ним
своими достатками и в случае надобности
помогать ему в его нуждах; его потомство считать
своими братьями, и это искусство, если они
захотят его изучать, преподавать им безвозмездно
и без всякого договора;

наставления, устные уроки и все остальное в
учении сообщать своим сыновьям, сыновьям
своего учителя и ученикам, связанным
обязательством и клятвой по закону
медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно
с моими силами и моим разумением,
воздерживаясь от причинения всякого вреда и
несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного
средства и не покажу пути для подобного замысла;
точно так же и не вручу никакой женщине
абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и
искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда
для пользы больного, будучи далек от всего
намеренного, неправедного и пагубного, особенно
от любовных дел с женщинами и мужчинами,
свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни
увидел или ни услышал касательно жизни людской
из того, что не следует когда-либо разглашать, я
умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет
дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех
людей на вечные времена; преступающему же и
дающему ложную клятву да будет обратное этому."
Источник http://misc.info.kuzbass.net/virthosp/gippo.htm

Эвтаназия – организация «легкой смерти», поддержка самоубийства, умышленное медикаментозное умертвление, помощь в самоубийстве безнадежных больных, убийство обреченных из милосердия. Различают активное (смертельные дозы препаратов) и пассивное (неприятие мер для продления жизни.). Закон об эвтаназии, с недавних пор действующий в некоторых странах, определяет право граждан в определенных случаях прибегнуть к помощи врачей, чтобы добровольно уйти из жизни. Представление о моральной допустимости "легкой смерти" восходит к Сократу, Платону и стоикам... Христьянство ее прямо запрещает в законах Моисеевых...

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 45 Запрещение эвтаназии: медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного  об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством России. Это деяние подходит по статье “умышленное убийство без отягчающих обстоятельств”. Лечение больных - тонкий и интимный процесс. Сложна проблема ответственности. Установить истину не может ни один суд, даже самый цивилизованный. Разработан ряд обязательных процедур для осуществления эвтаназии. Уточнена дефиниция более 10 терминов, описывающих разные виды эвтаназии. Детализирована юридическая разработка проблемы.

Организованное движение за разрешение эвтаназии началось с 1935 г., когда в США было организовано С.К.Миллардом "Общество Эвтаназии". Австралия - первая страна, включившая эвтаназию в законодательство. В Нидерландах проходили многолетние дебаты по этому вопросу с широким освещением в печати, но только 29 ноября 2000 года эвтаназию разрешили законодательно с большими оговорками. Это объясняют относительным либерализмом католической церкви в этой стране.

В США (шата Мичиган) -  тюремное заключение сроком на 4 года и штраф 2000 долларов. В Швейцарии требуется юридическое оформление акта эвтаназии. Документы: Просьба о помощи, написанная своей рукой; 2) доказательство бескорыстия помощника; 3) медицинская справка о невыносимости страдания и неизлечимости болезни.

Причины просьб об эвтаназии:
1)     безнадежно больные люди считают себя ненужным грузом для семьи
2)     одинокие без семьи – некому ухаживать
3)      нежелание умирать среди здоровых.

По-видимому, эвтаназия в реальной жизни встречается во взаимоотношениях родственников и врачей (медицинских сестер) с больными значительно чаще, чем об этом думают. У онкологических больных много различных физиологических и особенно эмоциональных сдвигов, В нашей больнице заботу о больном берут на себя не только высококвалифицированные онкологи, но и терапевт, психолог, опытные сестры. Разрабатывается индивидуальная программа симптоматических мероприятий у каждого больного. Проводится физическая и эмоциональная коррекция функций организма. При этом используется помощь близких родственников и друзей.

Повод для эвтаназии 58% - упорные боли, в 21% - психозы, в 17% - одышка.

В древней Греции и Риме законами разрешалось в определенных ситуациях помогать уйти из жизни страдающим неизлечимым и очень пожилым лицам. Однако после распространения современных религий (Христианство, Иудаизм, Ислам) закрепился запрет на любые формы эвтаназии. Западное законодательство в целом также отрицательно относится  к добровольным помощникам в смерти. Этот вопрос решали в парламентах Великобритании и США в 1935 г. и не пришли к единодушному юридическому обоснование  эвтаназии, хотя в Англии в 1935 г. создано Общество Законодательного обоснования эвтаназии.

Этика в медицине предусматривает права больных, договор между больным и врачом и ответственность учреждения, в котором лечится больной. Распространен принцип “информированного согласия” больного – на рискованные процедуры. Но проблема эвтаназии все равно не решена.

Этические проблемы абортов, эвтаназии, пересадок органов, клонирования и ценности человеческой жизни решаются в разных государствах неодинаково. Онкологи оказываются в центре борьбы противоречий. Современные методы поддержания жизни позволяют очень долго поддерживать страдания больного и особенно родственников. Разрабатывается индивидуальный подход в законодательстве, профессиональная и юридическая оценка смерти и медицинской ответственности. В Австралии, Англии, США, Канаде уже давно созданы центры по биоэтике (у нас - в Мед. Академии им. Сеченова)..

В штате Мичиган  доктор Джек Геворкян  (J.Kevorkian)  активно борется за юридическое оправдание активной эвтаназии. Он защищает права человека на “добровольную и легкую смерть”. Вопрос до сих пор не решен даже в масштабах штата. В Интернете проблема широко дискутировалась в октябре 1998 г. В парламент до сих пор приходят разные предложения, как контролировать работу Геворкяна. В нашей стране юридическая сторона проблемы, мера ответственности врача и учреждения, в котором он работает и которое лечит больного, вряд ли будет определена в ближайшее время.

Следует строго разделять физические и эмоциональные страдания. Известны случаи самоубийства больных, которые были полностью излечены от рака. В 62 больнице принимаются все меры для поддержания у больных веры в излечение, для вытеснения мысли о самоубийстве. К сожалению становится все труднее в связи с дефицитом лекарств, но это вопрос второго плана.

Наше российское общество пока не является юридически вполне развитым, поэтому отношение к эвтаназии может пока только совпадать с христианскими принципами. В профессиональной медицине не идет речь об эвтаназии. Это вопрос решается в глубоко интимной атмосфере. Врач – профессионал, должен быть оптимистом, должен знать как дать надежду больному. Следует помнить, что к самоубийству стремятся люди в неблагоприятной социальной обстановке, те, кто ощущает себя лишним, а существование бессмысленным. Это касается не только онкологии. В больнице 62 все врачи – только оптимисты. Имеется психолог, проводится психологическая подготовка к лечению, по возможности психотерапия. Проблему вреда предсмертного лечения больного приходится решать относительно редко.

 Что обязан знать современный онколог?

Проблемы хосписа и ухода за умирающими (обсуждение в Онкодоме)

 Спорные мнения некоторых российских специалистов…(близких к онкологии) "беседы" в средствах массовой информации

 Проф. Дарьялова С.Л. (МНИОИ им. П.А.Герцена) Газета «Больница» 1999 г. №3 стр.3. “Врачебные тайны”.  Тема выстраданая, больная. Есть закон РФ – по первому требованию врач обязан представить в документах все относительно его здоровья (?). Слава Богу, врачи и больные об этом не знают. Общество не готово к этому. Главной врачебной тайной у нас является диагноз. Но степень правды, которую мы можем позволить себе сообщить больному, напрямую зависит от той помощи, которую мы можем ему оказать. Американцы провозгласили лозунг “жизнь без боли и достойное умирание”.  Каждый знает, что не останется один. Деньги субсидируются правительством. В России – умирают в муках, их никто не поддерживает (?). Информация должна быть правдивой, но не убивающей! В этом искусство врача, подход в традициях русской медицинской школы. Дать возможность умереть достойно. И врачу и пациенту нужно стараться сохранить оптимизм, веру в чудо.

 Хирург Коржиков А.В. Онкология для Homo sapiens.-М.: 1999.-224 с.

Советы умирающему (!!!):  1) не задавайте вопрос "За что мне это? Почему я?". Нужно вспомнить Иисуса Христа: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты". 2) никакой паники: Там очень интересно… 3) воспоминаниями и благодарностью вспоминайте все доброе с радостью (укрепление "мира тонких энергий"); 4) займитесь одним важным делом (оформляйте завещание); 5) ранние утренние прогулки - ловить тонкие вибрации космических потоков… 6) не говорите о болезни и не участвуйте в таких разговорах (особенно в палате); 7) Стремитесь к смене режима, обретайте Веру (!?) - в бой с плохим настроением не идут; 7) помните, что Природа - за Вас: лечитесь в санаториях: горы, море, купаться, дышать свежим воздухом; 9) не делать глупостей: родственники боятся заразиться, но рак не опасен (!?); 10) никаких дурных мыслей, даже в условиях невыносимой боли; этот путь уже пройден Христом; 11) принимая биостимуляторы, помните, что они достаются и врагу (не есть и не пить?); 12) ложь не знает границ; 13) - для целителей - проявите свою мудрость молча; в одиночку рак не победить (!?) - синдром вахтера, проявляющего свою значимость и незаменимость; лечить только вместе. Уходите с улыбкой. Наступает время, когда можно все!.. Биоэнергетико-экстрасенсориальный понос несколько страниц... Если даже установлен диагноз рака - нет худа без добра (!?): "займитесь объединением родственников..."

Любопытен литературно-социологический подход к эвтаназии на остром сайте И.Кокоткина "Мир здоровья". В ответ на журналистские поиски московского врача, способного осуществить эвтаназию, отозвался видавший виды онкологический ас старой еще школы бывшего Московского онкологического института им. П.А.Герцена проф. В.Рындин.  Он аргументирует принципиальную неприемлемость этой акции словами протестантского пастора: "Врач, как и посол, принимает на себя обязательство выражать не свою точку зрения, а страны, которую представляет...", то есть врач не может поддерживать эвтаназию по определению. Однако может сказать: "Я - врач, но поддерживаю эвтаназию" (!). Что это? Игра слов? В.Рындин проводит мысль, что деятельность врача определена обществом (не внутренней установкой!). Профессор высказывает глубокое убеждение, что хирург, оперирующий донора для пересадки сердца врачом называться не может. Другими словами,  видна попытка поднять старую как мир нравственную проблему: можно ли убить одного, чтобы продлить жизнь другого? "А не изображай из себя Бога, не ты дал жизнь и не тебе её отнимать". Можно ответить другим парадоксом: "Разве не рука Всевышнего двигает руку хирурга?". Нельзя согласиться и с "правом решать для себя самого вопрос - жить или не жить?". Ведь сколько людей настраивались на самоубийство, искали средство для легкого ухода из жизни. Но проходило время, наступал счастливый период жизни. И стыдно становилось за свою минутную слабость. Не принято лечить самого себя, а даже добросовестные специалисты могут ошибаться. Тем более в онкологии. Гуманное отношение к человеку должно быть в крови у врача, независимо от вероисповедания и общества в котором он живет. Нельзя согласиться с В.Рындиным, что врач "... как христианин добровольно принял на себя обязательство выражать не свою точку зрения, а учение Христа". Это скорее фундаментальный нравственный Закон, внутренняя установка на добро по Канту. Заканчивая реплику едкой критикой "господ академиков", проф. В.Рындин замирает на неустойчивой ноте: еще надо подумать платить большие баксы за сомнительное "удовольствие" или во время по собственному дешевому рецепту прибегнуть к суициду... Ищите и обрящите! Профессору вторит И.Кокоткин: "...Больной пытается переложить ответственность за свою угасающую жизнь на плечи врача; просьба о помощи в смерти - скорее демонстративное поведение... Доктор приводит текст из Заявления 44-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Марбэлла, Испания (сентябрь 1992 г.) отказаться от медицинской помощи является одним из основных и действия врача, направленные на уважение этого права, даже если они ведут к смерти пациента, вполне этичны". Но разве врач не должен лечить тело и душу? Превентивные действия входят в обязанности Врача. К сожалению, психологическая, образовательная и общественная деятельность обычно ускользает от современного бесправного медика. А ведь тот же Гиппократ призывал интересоваться эпидемиологией и причинами болезни. Активное вмешательство в социальные события нельзя оставлять бюрократам и чиновникам, всякого рода "главным врачам". Проблема медицинского обеспечения давно созрела в России. Ее решение - вопрос времени. А в чьих руках возможности Интернета? Как может "не отвечать" господин И.Кокоткин за рецепты, выставляемые на сайте "Мир здоровья?". Но можно согласиться с участниками дискуссии в оправданности пассивной эвтаназии: "не можешь принципиально помочь - не вмешивайся". Подробнее об этом>>

Hosted by uCoz