Hosted by uCoz
  • 19 февраля 2009 г. Комитет по здравоохранению Государственной Думы организовал круглый стол руководителей здравоохранения, имеющих отношение к телемедицине.

    Канд. мед. наук Бекхану Баяловичу Хациеву, одному из бывалых модераторов Суржинета (киберассоциация хирургов) удалось побывать на этом актуальном форуме. Свои впечатления он изложил на виртуальной конференции и любезно предоставил их для опубликования в "Онкодоме".

    Он сообщает: главной темой круглого стола были законодательные аспекты телемедицины. В целом  мероприятие по своим намерениям - однозначно своевременное. Посмотрим, что будет по его результатам. 

     

    Так выглядят "рыцари круглого стола". Судя по возрасту и комплекции участников, возникает сомнение в возможности радикальных перемен организации телемедицинского обслуживания населения СНГ. Скорее всего, организацией телемедицины в РФ занимаются их компьютеризированные секретарши

     

    Задумка - весьма демократичная: разосланы приглашения по 32 регионам, в которых хоть как-то работают телемедслужбы. Присутствовали делегаты из 27-ми регионов. 

    Из них - двое суржинетовцев из РФ: я и травматолог Александр Николаевич Челноков из Екатеринбурга  (см. следующее фото: он в самом углу). Присутствовал также Александр Андреевич Берзой (Украинский практический хирург, один из ветеранов кибермедицины). Возможно, был еще кто-то из Суржинета и смежных хирургических виртуальных конференций, однако, как всегда, не удалось с ними пообщаться.

    Замечены и многие другие широко известные по тусовкам "телемедики" (не путать с телепузиками!)

    Рабочая обстановка за круглым столом и за его пределами

     

    Ключевые деятели (зам. пред. комитета, зам министра МЗСР, президент фонда "Телемедицина", завы телемедлабораторий НЦССХ им. Бакулева,  НИИ им. Бурденко, НИИ Педиатрии и детской хирургии, нескольких региональных центров) заранее подготовили проекты рекомендаций для Комитета. 

     

    В двух словах: заседание было посвящено законо- и нормотворчеству (стандартизации) виртуальной деятельности.

    Первые доклады действительно обозначили проблемы телемедицины, зато последующие - стали уже больше рекламой собственных лабораторий и деятельности. Председатель собрания неоднократно прерывал докладчиков, мол, "не надо нам читать лекции  по телемедицине и рекламировать свой центр".

     

    Лично меня задело несколько пунктов из выступления зам. министра (она предлагала легитимизировать деятельность телемедцентров выдавая им лицензии связистов и лицензии МЗ на консультативную помощь). Я просил слова, хотя в программе заседания моего доклада не было, но в повестке была возможность прений.

     

    Суть моего выступления была следующей.

    1. Поскольку мы пользуемся готовыми решениями связистов и готовыми железками производителей, использующих стандартные протоколы, нет необходимости в лицензировании связистами. У меня был печальный опыт общения с функционерами из Госсвязьнадзора. Эти ребятки, пустив слюнки в желании выдавать нам лицензии, утопят идею организации телмедцентров.  Они живут совершенно в другом мире, оперируют другими категориями. Их бизнес-модели отличаются от наших порядками цифр. Мы, по сути, являясь потребителями их услуг, почему должны думать о лицензировании?

    Я бы еще понял их, когда речь идет об инсталляции какой-нибудь космической телеметрии, но не с нами.... 

     

    2.  Центров-то по стране настроили уже много, в этой области более-менее все устаканилось, во всех центрах стандартное оборудование, использующее одни и те же протоколы, линии связи (ISDN и IP).  Но дальнейшее развитие этой отрасли подразумевает, что  телемедицина должна теперь "спускаться" из кабинетов телеконсультаций непосредственно к рабочим местам врачей, т.е. все чаще становится задача передать картинку из эндоскопического или УЗИ кабинета,  операционной, рентгенологов...  Вот здесь нам нужна стандартизация и рекомендации: что тянуть к рабочему месту врачей? Витую пару? Коаксиальные кабели? Или же вовсе использовать беспроводные технологии?! В каком формате передавать картинки и видео!?

     

    3. Пока нет "Положения о телемедцентрах", нет четкого регламента можно подумать о том, что эти положения разрабатывались совместно с академическими учреждениями. Ведь почти все региональные центры расположены на базе краевых, центральных медучреждений, которые одновременно являются клиническими базами институтов, кафедр.... Тем более, одной из задач телемедицины является дистанционное обучение.

     

    4. Почему-то сложилось так, что говоря о телемедицине,  в основном подразумевались видеоконференции и центры для проведения видеоконференций, хотя почему-то упущены из внимания такие решения, как, например, Суржинет. Почти ничего не сказано о  домашней телеметрии.

     

    5. Очень не понравились выступления некоторых руководителей о том, что надо все централизовать, "препятствовать  хаотичному развитию". Иначе мол, ребятки на местах "наделают делов". Централизовать все предлагалось, конечно же, в их руки и под их наблюдение.  С этой же целью предлагалось создание единых "Программ" (читай финансирование)...

     

    6. Сомнительно, с точки зрения реализации звучали идеи о создании централизованных веб-порталов, эдакой "медицинской базы данных" России. Как я понял, уже есть  организации и предприятия, которые эту идею лоббируют и предлагают свои решения. 

     

    7. Никак не продвинулись и почти не звучали такие важные моменты как ответственность врачей за предоставление консультации. 

     

    В целом же, как обычно бывает на крупных встречах, наибольшую пользу я получил от непосредственно общения со своими коллегами. Заключил, наконец-таки, договора с Бакулевским центром, с НИИ Педиатрии. Как обычно, Евгений Всеволодович Флеров (РНЦХ) поражал присутствующих телемед. Возможностями своей лаборатории (демонстрировал нам на своем iPhone'е данные с операционных мониторов в реальном режиме времени).

     

    Выступил и участник многих телеконференций, в том числе международных, хирург-ортопед Александр Николаевич Челноков из Екатеринбурга. Его успокаивает то, что это телемедицинское мероприятие уже, наверное, с трехзначным порядковым номером, которое опять предлагает очередные концепции развития телемедицины, хотя прозвучало и предложение и о реанимации концепции фонда «Телемедицина» (О.И.Орлов) далекого 1998 г., которая была вряд ли чем-то хуже последующих, также нереализованных. То, что все эти концепции не были воплощены в жизнь, не вызывает большого сожаления, ведь в результате
    чиновникам не удалось все централизовать, заорганизовать и бюрократизировать. Поэтому очень многим удалось развиваться продуктивно, что ярко показал Е.В.Флеров из НЦХ, Б.А.Кобринский из НИИ Педиатрии, и коллеги из Барнаула, и из других регионов. Работают и неформальные профессиональные ресурсы, к примеру, Суржинет, Онконет и другие "неты". И не дай Бог реализуются озвученные чиновниками планы введения лицензирования, да еще и собственно консультаций, и услуг связи отдельно.

    Организованы очередные информационные центры при Комиссии по информатизации (названия запомнить трудно, простите), которые опять хотят все подгрести под себя, мол, "вот мы уже 7 месяцев работаем", и осталось только сделать глобальный веб-портал, и там будет все и вся. Тут-то, мол, все и начнется...

    Как мы все видим, развитие публичного Интернета сделало доступными горизонтальные связи между коллегами при использовании более чем доступного, даже дома, оборудования. И телемедицина - это вовсе не только и не столько видеоконференцсвязь на базе ISDN каналов (В.Л.Столяр), а распределенный медицинский интеллект (distributed medical intellligence).

    А.Н.Челноков подчеркнул, что  уже как 30-40 лет ведет консультации по телефону (что по сути одно и тоже), однако никому не приходило в голову выдавать нам на этот вид деятельности отдельную лицензию. Александр Николаевич предложил обязать все структуры Минздравсоцразвития все нормативные документы выкладывать в сеть в открытом доступе. И особенно, например, медицинские технологии, которые сейчас только перечислены в виде названий на сайте Росздравнадзора. А разрабатываются они на государственные деньги, так что надо все их делать public domain, "доступными налогоплательщикам".

    Еще много дискутируют, где нужна стандартизация и лицензирование,  что тянуть к рабочему месту врачей? Витую пару? Коаксиальные кабели? Или же вовсе использовать беспроводные технологии?! В каком формате и за чей счет передавать картинки и видео!? Здесь А.Челноков  не сомневается: тут как раз никаких проблем нет, поскольку никаких специальных телемедицинских стандартов тут не надо, все уже давно стандартизовано промышленностью: тяните что угодно, и витую пару, и беспроводную сеть - зависит от характера помещений, загрузки сети, передаваемых объемов... Картинки и видео легко передаются в тех форматах, в которых настроены веб-камеры. Медикам в этом во всем необязательно досконально разбираться, пусть наладкой занимаются IT-специалисты.

     

    5 марта 2009 г. в Москве состоится 6-е заседание Региональной рабочей группы по телемедицине при Комиссии РСС по информатизации. Планируется организация стартовых зон совместных национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем в странах участников РСС, подготовкой проекта соглашения государств-участников СНГ о создании совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем и проекта модельного закона «О телемедицинских услугах». Хорошо бы на заседание заслать представителей Суржинета и Онконета, обратить внимание на текущие нужды профессиональных киберсообществ!

     

    В Онкодом