Блиц-открытие конференции прошло стоя в относительно небольшом вестибюле второго этажа. В стартовой речи Президент Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ), к.т.н., председатель оргкомитета М.М.Эльянов (первый справа) подчеркнул важность интеграции науки, экономики, статистики, повышению контактов между разработчиками программного софта и руководства ЛПУ. Слева - А.С.Бондарев и Т.Н.Щаранская. |
Затем выступила Тамара Николаевна Щаренская, зам. дир. НПЦ экстренной мед. помощи (эта структура занимается в Москве компьютеризацией медицины по линии Депатамента зравоохранения).
|
На четвертом году работы "MedSoft" существенно увеличилось не только число участников и разработанных систем информационных технологий, но и число посетителей (гостей). Радует увеличение интереса к форуму именно медицинских работников, представителей лечебных учреждений, для которых и проводятся разработки программного обеспечения. Стало больше желающих внедрять самые передовые информационные технологии. В Департамент здравоохранения Москвы поступает все больше заявок на финансирование работ по информатизации. Это значит, что мы делаем то, что нужно для практической медицины. Я вижу здесь много представителей тех организаций, которые уже работают с самыми передовыми технологиями. Все работы по информатизации городского здравоохранения проходят в рамках программы «Электронная Москва». Он естественно согласованы с Департаментом здравоохранения и финансируются за счет бюджета города. Честно скажу, что денег на покупку, внедрения и использования современной аппаратуры для многих учреждений нет. Проект прошлого года назывался «Автоматизация начального этапа деятельности ЛПУ». Он касался 40 учреждений города, в т.ч. 10 стационаров. Выполнена информатизация регистратуры и статистики, обеспечено взаимодействие этих учреждений со страховыми компаниями. Ейчас мы идем дальше, чтобы создать полномасштабную компанию по внедрению информационных технологий в широкую практику московских учреждений, чтобы можно было говорить о полной автоматизации систем городского здравоохранения: введения электронных историй болезни, паспорта здоровья, полномасштабных коммуникациях. Разработки участников форума будут интересны для многих посетителей выставки. Можно будет участвовать в конкурсах на лучшую разработку этого года. Это полезно как для заказчиков, так и для разработчиков программного обеспечения. Приглашаю вас всех показать, что вы умеете.
Далее выступил генеральный директор сети «Малый бизнес Москвы» Александр Сергеевич Бондарев: Отрадно видеть, что растет число желающих представить свои разработки по информатизации медицинской службы. Это не только выставка, но и большая программа семинаров и симпозиумов. Специалисты могут показать свою продукцию и обменяться мнениями по текущим проблемам информатизации медицины, обсудить насущные проблемы, стоящие перед нами. Отрадно видеть, что правительство Москвы активно способствует развитию малого бизнеса в продвижении современных информационных технологий. Нам приятно предоставить Центральный дом предпринимателя для проведения подобных форумов. Мы рады поддержать объявленное Президентом направление в рамках национального проекта «Здоровье». Желание работать в этом направлении большого количества организаций указывает на то, что эти шаги правильные. Учитывая недостаток денег, правительство г. Москвы стремится к льготному кредитованию новых предприятий, работающих в различных областях с гашением гарантий через фонд советника кредитования малого бизнеса. Как всегда малым, особенно научно-технологическим предприятиям для успешной работы не хватает помещений. Сейчас идет специальный проект правительства Москвы по предоставлению нежилых помещений для предприятий малого бизнеса. Предпочтение отдается тем, кто работает в сфере инновационных технологий. Необходимо оборудование, соответствующее международным стандартам. У нас подготовлен специальный медицинский портал «Медицинские информационные технологии», на котором будут освещены все текущие проблемы. Через две недели он должен открыться. Хочется поддержать развитие новых конструктивных контактов, заключению деловых договоров, внедрению своих систем.
Один из патриархов реформации здравоохранения (СССР-РФ) Д. Венидиктов - энтузиаст "безнадежного дела" |
Д.Венедиктов, зав. кафедрой медицинской информатики АМН РФ. Здесь в очередной раз собираются энтузиасты безнадежного дела. Безнадежного – потому, что денег нет и не будет. Электронной медицины в России нет, и не предвидится. В результате мы будем и дальше вариться в собственном соку. Однако хотят или не хотят современные руководители здравоохранения, понимают или не понимают сегодняшние губернаторы и члены правительства, без информатизации здравоохранения ничего дальше хорошего не получится. Поэтому информатизация уже появилась, она будет развиваться, и деньги на это появятся. Уверен, что появится она раньше, чем это нам сегодня кажется. Что нам нужно делать? Встречаться друг с другом и обсуждать наболевшие вопросы. Мы до сих поре еще не понимаем друг друга: врачи, организаторы здравоохранения, техники, разработчики и бизнесмены. Нужно подходить к пониманию общих закономерностей. Частные мелкие разработки основную проблему не решат. Нужно разрабатывать концепцию информатизации медицинской науки и здравоохранения. Мне кажется. Что крупные организации масштаба Микрософт недооценивают, не понимают не только перспектив, но и возможностей, которые медицина и здравоохранение предоставляет им в нашей стране.
А.С.Бондарев и М.М.Эльянов не теряют энтузиазма и в очередной раз открывают Международный форум "MedSoft", практически не известный не только рядовым, но и многим руководящим медицинским работникам |
Своим опытом информатизации учреждений и возникающими проблемами делится Кречетов Николай Евгеньевич – Глава Филиала InterSystems Corporation в странах СНГ и Балтии http://www.intersystems.ru/ |
О практическом опыте освоения информатизационных технологий в поликлинике ЗАО МедСИ с большим энтузиазмом рассказал А.А.Лобанов .Докладчик затронул не только организационные, но и экономические вопросы. Объединенная поликлиника принимает 1800 больных в день. Координация этапов лечения происходит с помощью програмного обеспечения "Меддиалог". Внедрение системы обеспечило четкую работу кабинетов, сокращение времени обследования без потери качества медицинской помощи.
В харизматическом задоре А.А.Лобанов убедительно показал преимущества информатизации лечебных учреждений. Центр и филиалы объединены централизованной электронной связью. Особенно показательна работа филиала на Дербеневской набережной. |
Передача данных происходит пока по незащищенным каналам. За 2 месяца обучили медицинский персонал. Повышением квалификации охвачены 264 сотрудника. Представлены детали обучения малых групп. Не повышая квалификацию врачей в ЗАО МедСИ удалось на 20% увеличить пропускную способность поликлиники. Это равноценно увеличению занимаемых учреждением площадей на 20%. Объем инвестиций в проект - 3 млн. долларов. Считают, что затраты окупятся в ближайшие годы. Рассмотрена проблема перевода бумажных историй болезни в электронную форму. Докладчик образно подчеркнул, что если пловец вступил в текущую реку, нужно все время энергично плыть и бороться с течением. Компьютеризация требует постоянной работы и обновления. Вместе с тем, отдача - все выше с каждым годом. Начали информатизацию три года назад. Закупили около 100 лицензий. Используют шаблоны готовых решений. Докладчик перечислил основные трудности на пути информатизации ЛПУ. В первую очередь - это отсутствие нормативной документации.
С 1991 решают проблемы информатизации коллектив энтузиастов во главе с М.Ю.Бахтиным (СПб). Внедрение современных технологий позволило легко обслуживать за смену в одной поликлинике 500 больных. Информационный отдел не может позволить себе большой штат сотрудников. Вопросы обслуживания компьютерной сети и программного обеспечения несут на себе компании-разработчики. За последние годы полностью избавились от очередей. В 20 раз увеличился объем услуг. В 5 раз сократилось время обслуживания больных. Медицинский персонал ничего не пишет. Пользуются штрих-кодами. Обеспечена защита данных. Поликлиника и стационар объединены одним дайком-сервером в единую информационную сеть. Обсуждена проблема цифровой подписи и логистики распределения помещений.
В последующих выступлениях звучала критика в адрес организаторов здравоохранения. Нет обратной связи с регионами РФ. Имеются только обрывочные сведения о ходе информатизации в провинциальных городах. Обсуждены экономические вопросы. Непосредственная выгода от введения ИТ - около 5%. Однако нужно учитывать сохранение трудоспособности и снижение смертности за счет современных алгоритмов лечения. Здесь не жалко и многих миллионов евро. Обсуждалось сопротивление врачей, выписывающих дорогие лекарственные препараты. От руководства трудно получить деньги на информатизацию. Боятся, что большие суммы уйдут не туда. куда надо. Ориентируются на непосредственную экономическую выгоду информатизации. Но прямой эффект вычислить трудно. Это похоже на установку канализации; пока работает, ее не замечают. Преимущества видны, когда испортится. В лабораториях наведение порядка - неоценимая вещь. ИТ-технологии позволяют увеличить объем исследований на тех же приборах в 7 раз. А отказ от бумажного документооборота снизит стоимость анализов в три раза. Нужно создавать нормативно-справочные и методические центры на уровне субъектов федерации.
Пионер информатизации АПУ столицы Левон Мамиконович Манукян, главный врач ДКЦ №1, координатор консультативно-диагностической службы Департамента Здравоохранения г. Москвы подчеркнул, что государство оказалось в стороне от проблем информатизации.Единые информационные технологии в учреждениях - 1-й шаг, городская ИТ-служба - второй. Хорошо знает системы диспансеризации столицы. Если вводить систему только в одном учреждении вопросы управления зависают. Недавно вышел приказ о диспансеризации рабочего населения. Нельзя увидеть, что творится на самом деле в разных учреждениях. Нет обратной связи. Выделена группа риска, - а где контроль? Нужна надежная вертикаль и горизонталь. В прошлом веке проблемой диспансеризации занимался Минздрав СССР. Компьютеров не было, а наработки были. В 50 точек только трех округов Москвы принимают 1700-3000 жителей. Поток большой. Как без ИТ управлять таким количеством москвичей? Раздали амбулаторные карты населению. Получить назад - трудная задача. Рано или поздно возникает проблема хранения медицинской информации. Не решены вопросы интеграции с ведомственной диспансеризацией. Нужно установить симбиоз между програмистами и медиками. Для образования координационного центра целесообразно выйти с обращением к руководству страны.
Не теряют оптимизма три кита столичной информатизации, энтузиасты-практики в центре "круглого стола" (слева направо): М.М.Эльянов, Л.М.Манукян и А.А.Лобанов |
Обсуждены проблемы взаимоотношений частного бизнеса и государственных учреждений. Департамент здравоохранения столкнулся с отсуствием кадров Грамотные ИТ-специалисты с медицинским образованием не пойдут на ставку 5000 руб. Нужно разработать систему оплаты этой категории врачей. Приобретенное ЛПУ оборудование быстро устаревает. Не предусмотрена оплата программного обеспечения, сопровождение ИТ-систем. Цены завышены, в бюджетных организациях не хватает денег. Не установлены телемедицинские стандарты и финансирование. Нет юридического статуса передачи программного обеспечения. Компьютерные сети ЛПУ не развиты. Вся информатизация заканчивается на переносе "старых добрых" дискет с компьютера на компьютер. Или еще лучше: дискетку везут на машине "скорой помощи" через пробки из одного конца Москвы на другой. И это в передовых медицинских учреждениях. По последним данным, 2/3 парка компьютеров и программ безнадежно устарели. Многие используют компьютер в качестве пишущей машинки или бездудержного размножения бесполезных документов (приказов).
Круглый стол "Зарубежный опыт компьютеризации здравоохранения"
Модератор и переводчик: Зав. каф. факультета Фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова, д.м.н., профессор Олег Стефанович Медведев, заведующий кафедрой фундаментальной медицины МГУ им. М.В.Ломоносова. |
Йохан Беун (Голландия) один из инициаторов создания национальной информационной системы, созданной фирмой NICTIZ, Нидерланды.
Йохан Беун (NICTIZ, Нидерланды) убежденный противник бумажных историй болезни, подобно Иоанну Крестителю, темпераментно пропагандирует компьютеризацию в современной медицине |
Мы прошли много этапов в организации здравоохранения страны и сделали много ошибок. Их анализ поможет вам прямо идти к цели. Бумажные завалы существуют не только в Голландии. Бумажная информация часто становится недоступной. Во время военных действий, наводнений и других природных катастроф бумажная информация обычно гибнет. После урагана Катерина около 10 млн. американцев потеряли все медицинские записи. Дорогие друзья! Бумага – вам не друг! Только в Голландии 41 тыс. госпитализаций была связана в 80-х гг. с неправильным назначением лекарств. 50% госпитализаций можно было бы предотвратить. Обмен информацией между врачами помогает избежать ошибок в лечении. Если мы не будем обмениваться информацией, количество врачебных ошибок будет быстро нарастать. Если в Голландии предотвратить все ошибки с назначением препаратов, можно сэкономить 75 млн. евро на 16 млн. населения страны. В России предупреждение врачебных ошибок может сэкономить в 9 раз больше денег. У голландцев старше 65 лет частота госпитализаций в 2 раза выше, чем у остальной группы населения в связи с врачебными ошибками. Пожилые люди с хроническими заболеваниями в среднем постоянно применяют 5 препаратов разных типов одновременно. Доступ к полной медицинской информации о больном спасает жизнь. Единственный путь к этому – отказ от обособленных островков данных о конкретном больном и переход к безбумажным технологиям. 10 лет назад группа голландских врачей решила изменить систему здравоохранения страны. Пришло время к внедрению единых стандартов оказания медицинской помощи по всей Европе. Прежде всего, необходим уникальный идентификатор личности. Недавно принят закон, согласно которому с 1 июня 2009 г. каждый голландский врач должен иметь свой индивидуальный идентификатор. Это карточка с чипом. Каждый час система проверяет, не просрочена ли лицензия, имеет ли право врач выписывать лекарства, и продолжает ли работать в определенном учреждении. Если вас уволили, вас мгновенно вычеркивают из списка, ваш чип больше не работает. Раньше у нас уже был идентификатор для больных в системе медицинского страхования и социальных служб. Теперь получено разрешение использовать этот идентификатор в системе здравоохранения. Централизованной базы данных в Голландии не существует. Электронные истории болезни распределены по лечебным учреждениям. Но теперь каждое ЛПУ должно получить сертификат «Well Managed Care», что означает «Правильно организованная служба здоровья». То есть организация имеет современное оснащение, обеспечивает безопасность информации, правильное ее хранение, имеет квалифицированных специалистов и связь с другими учреждениями. Единый индекс-сервер хранит информацию о местах расположения электронной истории болезни на каждого жителя. Компания ИнтерСистемс предоставила программное обеспечение для «правильно организованной службы здоровья» Голландии. Она участвовала в соревновании с другими компаниями и выиграла тендер.
Система национальной информационной структуры здравоохранения: ведь есть у кого учиться и перенимать опыт с учетом особенностей национальной бюрократии (из презентации Й. Беуна). |
Наиболее важные базовые условия внедрения системы – автоматическое выписывание рецептов и учет выдачи лекарств (когда, где, в какой дозе выписан и получен препарат), а также сведения о местонахождении врача общей практики или узкого специалиста, участвующего в лечении. Параллельно работают над автоматизированным вводом всех лабораторных данных в общую систему. Все это может быть внедрено и в России. Сейчас мы готовимся распространить наш опыт в Европе (международный уровень). Если мы не будем кооперироваться в международных масштабах, у наших детей нет будущего. Мир быстро меняется. Глобализация наступает. Дети учатся или живут в разных странах. Им должна быть доступна квалифицированная медицинская помощь, где бы они не находились. Чтобы это обеспечить нужно взаимодействие на семантическом уровне. Мы должны понимать друг друга. Информация должна быть доступна в любой точке мира. Без этого наша работа бессмысленна. В консорциум СноМед уже входит 9 стран. Штаб-квартира находится в Дании. В центре – больной с его интересами и запросами, он владелец своих медицинских данных. В систему входят больницы со своей локальной информационной системой, аптеки со своей сетью, врачи общей практики со своей сетью и базой данных. Все имеют доступ к индивидуальной информации, кроме страховых компаний. Для самого больного доступна вся электронная история болезни. Он может получить медицинскую информацию в любое время и в любой точке земного шара.
Руководители здравоохранения в вашей стране должны помогать вам. В Голландии, к сожалению, руководители здравоохранения имеют другие идеи и подходы. Нужно собирать умных и продвинутых специалистов, чтобы получился продуктивный диалог с министерством. Руководители будут реагировать, если вы будете настойчивы. В Голландии мы это уже проходили. Функция Минздрава – координация и поддержка инициатив. Вначале наше правительство не поддерживала современные информационные системы в достаточной мере. Законы, обеспечивающие легализацию активности информационных служб, запаздывают. Идентификацию каждого гражданина должно обеспечить министерство. После первичного тестирования системы выделяется один год, чтобы она заработала в полную силу. После 1 июня 2009 г. в Голландии я не могу обратиться к врачу, если не имею чипа-идентификатора. Ни скорая помощь, ни поликлиника, ни стационары не будут оказывать мне медицинскую помощь. Каждый работник здравоохранения тоже имеет свой идентификатор. Правительство Голландии за последние 16 мес. тратило по 1 млн. евро ежемесячно на создание всеобщей информационной системы. Пока достигли современного уровня, изобретали квадратные колеса. Если вы будете внедрять подобную систему в России, у вас уйдет меньше денег и времени. На законодательном уровне правительством страны утверждено, что с сентября 2009 г. профессионалы без электронной карты не могут оказывать никакую помощь на всей территории Голландии. Это абсолютное требование. Любой из вас может обратиться ко мне за дополнительной информацией по электронному адресу: iohan@beun.nl
Йохан Беун готовится к дискуссии, раздает свой доклад на флэш-карты, верх простоты, коммуникабельности и непосредственности |
До 2008 г. врачи общей практики работали обособленно в «черном ящике». После конца работы индивидуальная информация о больном была недоступна. Только 7% пациентов могли получить данные о своем заболевании. Однако 87% жителей страны считали, что на них заведена электронная история болезни и они могут получить данные в любое время. Разрыв между теорией и практикой. С будущего года все 100% населения будут иметь реальный защищенный доступ к данным своей истории болезни. Представленная система внедряется по всей Европе. Если Россия захочет – может присоединиться совершенно бесплатно. Может, вам с этого начать интеллектуальное и информационное объединение? Достаточно принять общий стандарт. На электронное выписывание рецептов и контроль за назначением лекарств мы сфокусировали наши основные силы. Именно в этом звене происходит наибольшее количество врачебных ошибок, приводящих к гибели людей. Рассчитали, что можно предотвратить 19 тыс. ненужных госпитализаций в год только на одну маленькую Голландию. Мы работаем с новыми информационными технологиями с 2004 г. В 2006 г. система прошла тестирование на национальном уровне. В стране 1800 аптек. Все они с сентября 2009 г. должны работать по новому стандарту. В некоторых провинциях стартовый проект функционирует с ноября 2006 г. Уже накоплен достаточный опыт. Мы планируем распространить опыт на заграницу. У нас существует дефицит на врачей и медицинских сестер. Для нашей страны удобно посылать больных на лечение в соседнюю страну. Это дешевле в ряде случаев. Больных с поражениями сердечно-сосудистой системы мы часто направляем в Германию. Если нужно эндопротезирование суставов – посылаем больных в Португалию. Если нужен квалифицированный офтальмолог – в Турцию. Около 79% больных посылают лечиться за границу. Однако для решения вопросов фертильности пациенты наоборот приезжают в Голландию из Европы (до 1000 женщин из других стран в год принимает только одна из наших клиник). Дальнейшее лечение идет по телемедицинским каналам связи. Иохан Беун – один из организаторов конгресса в С.-Петербурге «Интернет в Медицине» 15-18 октября 2008, который проводится впервые в нашей стране. Он избран вице президентом этого форума. В течение 10 последних лет подобные конгрессы прошли во всех странах кроме России. Приглашает всех заинтересованных. Задача российских организаторов – обеспечить посещение не только ИТ-специалистов (разработчиков программ), но и представителей максимально большего числа медицинских работников.
Вопрос из зала. А как быть с врачами, которые не владеют компьютерной техникой, пишут рецепты только ручками?
Ответ. Мы даем им время на овладение программой, специально снижаем нагрузку, создаем условия для обучения. Но с сентября 2009 г. тот, кто не получит сертификат не сможет лечить больных. Адаптировался – работаешь, не адаптировался – потерял работу. Для любого специалиста закон один. Это касается и частных клиник. Ни одна страховая компания не будет оплачивать работу частных врачей. Останется возможность получать наличными. Но поскольку все врачи застрахованы, то этим никто заниматься не будет. Сейчас идет дискуссия в парламенте страны: какие лекарства выписывать – дорогостоящие препараты или дженерики? Пока этот вопрос не решен. Скорее всего, акцент будет на дешевых и доступных препаратах.
Вопрос: имеют ли доступ в систему страховые компании?
Ответ. Они будут знать только: что сделано с больным, какие лечебные и диагностические процедуры реализованы и какой результат при получении счета на оплату.
Вопрос. Значит ли это, что любой сертифицированный врач имеет доступ в систему?
Ответ. Если вы не лечите определенного больного, вы не имеете право доступа к личной информации. Сейчас тестируется полуоткрытая система: если вы не на работе или не на дежурстве, вы не имеете право доступа. Но это пока не решено окончательно. Система дозированного доступа достаточно сложна.
Вопрос. А что делать в экстренных случаях?
Ответ. Предусмотрен доступ «разбивание виртуального стекла» (как при пожаре). Но в последующем вы должны подтвердить свои права на оказание медицинской помощи, что вы правильный доктор.
Н.Е.Кречетов (справа) и
М.Ю.Бахтин. Организаторы форума внимательно слушают иностранных докладчиков в надежде. что их разработки по информационным системам и их стартовый практический опыт будут востребованы во всех ключевых ЛПУ нашей страны... |
Слева направо: Йохан Беун, Кречетов Николай Евгеньевич – Глава Филиала InterSystems Corporation в странах СНГ и Балтии и Петер Вальгемёд - руководитель объединения Carelliance разработчик системы архивирования электронных документов |
Большой интерес вызвала презентация Хала Вольфа «Значение надежной медицинской информации для оптимизации лечения больных». Персональные медицинские данные должны быть доступны в любой точке земного шара. Фактор времени часто является решающим.
Выступление Хала Вольфа из объединения Кайзер Перманенте, США. Тотальный информационный контроль системы здравоохранения на всех уровнях |
Современное медицинское обслуживание основывается на совместной работе ЛПУ, аптек, страховых организаций. Без применения информационных технологий это невозможно. Данные постоянно пополняются. Х. Вольф поднял нелюбимую для руководителей тему: измерение качества работы учреждений. Как только объявляют, что собираются измерять эффективность работы - в ЛПУ возникает шок. Разработана оценки качества Resource Based Relative Value Scale. Она эффективна там, где есть возможность количественно оценить результаты работы. Все специалисты, вовлекаемые в процесс лечения, вносят свой вклад, полученные данные анализируют и привязывают к определенной отрасли или учреждению. Параллельно проводится оценка стоимости на единицу качества. Каждый год врачи выбирают 10 показателей своей работы. Результаты в соответствии со шкалой оценки вносятся в таблицу. Ячейки окрашиваются в разные цвета. Красный - ухудшение, зеленый - улучшение. Любой врач может открыть свои данные в красной ячейке, получить информацию о том, что недоделал. Докладчик подчеркнул, что нужно преодолеть изоляцию врачей и руководителей. Для этого нужен энтузиазм, тогда легче преодолеть мучения при внедрении нового метода. Владельцы информации - ассоциации врачей. В США доступ к собственной истории болезни ограничен. В Европе каждый больной имеет право посмотреть свою историю болезни. Вывод информации на мобильный телефон пока не удается.
Не менее интересным оказался доклад П.Вильгемеда "Технологические возможности архивирования медицинских и научных данных". Проблема хранения данных исследования давно стоит пород научными и медицинскими учреждениями. Как хранить и какие сроки? Нередко самой нужной оказывается информация. которую считали мало полезной.
Петер Вальгемёд, специалист по архивированию электронных документов с помощью своего ноутбука демонстрирует возможности получения текущей информации с серверов, расположенных в Европе. |
К большому сожалению, столичные руководители высокого и низкого ранга на этих интереснейших презентациях не присутствовали. Судя по всему организация и информатизация здравоохранения начнет свое победное движение из провинций и лечебных учреждений крупных корпораций типа "Газпром".
Пропагандисты современных компьютерных технологий в России: Слева направо: Петер Вальгемёд, Х.Вольф, О.С.Медведев и Йохан Беун. Нельзя складывать руки в общей борьбе, иначе наши дети и внуки останутся без квалифицированной медицинской помощи! |
Завершился форум "МедСофт-2008". В обстановке особой торжественности М.М.Эльянов вручил разработчикам наградные листы, сертификаты, медали и ценные подарки. Неужели в России все останется по-прежнему?
Проснутся ли организаторы здравоохранения и придут ли на "МедСофт-2009" с собственными ноутбуками, подключенными к Интернету?
До встречи на "МедНет-2008" в СПб !